Образ города в социалистическом реализме

Город. Как много в этом слове смысла и сколь глубок и многообразен данный образ. В разные эпохи представителями различных классов данный образ мог наделяться совершенно различными смыслами. Неудивительно, ведь именно усиление городов зачастую сопровождает усиление того или иного государства, как и развитие новых отношений в условиях большей концентрации населения происходит гораздо быстрее.

Капитализм использовал города как свои опорные пункты ещё со времён XII–XIII веков, потому ни капли не удивительно, что именно там и происходил процесс концентрации как капитала, так и наёмного труда. По мере становления крупного капиталистического хозяйства города постепенно превращались в огромные заводы, а все городские службы постепенно стали подчиняться задаче обеспечения функционирования крупной промышленности. К сожалению, как и всегда при капитализме, концентрация капитала всегда вызывает усиление давления на трудящихся этим самым капиталом. Отсюда мы и находим причины того зачастую тягостного, опасного и безысходного отображения города в живописи и в искусстве вообще. Однако, как это часто бывает, после революционных потрясений в обществе старые вещи обретают новое назначение, а вещи, которые казались чем-то ужасным, превращаются в нечто прекрасное и манящее.

Так, становление и победа социализма в Советской России на бо́льшей части бывшей Российской Империи привели к возникновению и широкому применению нового жанра: социалистического реализма. Этот жанр нашёл отражение во всех без исключения сферах человеческого творчества, от музыки до литературы и от кинематографа до живописи. Сама тема обширна и наполнена множеством ярких примеров, но сейчас обратимся к вопросам образа города в советской живописи. Однако прежде чем начать рассмотрение темы города, необходимо определить, что такое социалистический реализм и в чём его коренное отличие от реализма середины и конца XIX века (как, впрочем, и более позднего реализма).

Ленин писал: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

Именно в этом и заключается цель социалистического реализма: передать мир глазами широких масс. Тогда как классический реализм есть попытка буржуазной интеллигенции взглянуть на проблемы рабочих, так сказать, на жизнь простого народа. Поэтому совсем не удивительно, что весь жанр реализма пропитан болью и страданиями. В отличие от романтизма, в реализме практически отсутствует возвышенность, нет героизации образа и зачастую представленные в данном жанре картины олицетворяют собой именно чувство безысходности и отчаяния.

Отличным примером реализма можно назвать картину «Бурлаки на Волге» Репина.

гор1.png

Измождённые лица с глубоко запавшим взглядом, опущенные руки как символ принятия судьбы и капитуляции перед ней. Грязь и повсеместная нищета. Вся картина пронизана этим, хотя, казалось бы, человек труда — это творец окружающего мира, однако в условиях отчуждения результатов труда он превращается в орудие угнетения меньшинством подавляющего большинства населения.

Совершенно иной образ складывается при взгляде на картины социалистического реализма. Например, возьмём картину Людмилы Павловны Гольцевой «Плотогоны».

гор2.png

Или, например, картина Борунова Геннадия Фёдоровича «Хозяева земли», 1959 г.

гор3.png

Как мы видим, социалистический реализм вовсе не есть романтизм обращённых к труду, нет, в нём всё так же присутствует отражение окружающего мира таким, каков он есть, с его тяготами и лишениями, которые особенно заметны в произведениях, посвящённых военной тематике. Но соцреализм показывает труд в свободном обществе, том самом, при котором каждый человек — хозяин своего труда, где каждый трудится во благо всего общества. Поэтому даже самый тяжёлый и на первый взгляд неблагодарный труд рассматривается не как гнёт и раболепие перед судьбой, но как вызов — вызов нового общества старому порядку вещей в мире.

 

Теперь вернёмся к теме обсуждения, а именно к образу города в социалистическом реализме.

Начать я предлагаю с картины Юрия Ивановича Пименова «Свадьба на завтрашней улице».

гор4.png

Само название картины уже отображает сущность нового общества — того, что возводится руками простого человека — человека труда, который продвигается всё дальше и дальше в будущее, расширяя не просто свои возможности, но возможности всего человечества в созидательном стремлении. Казалось бы, какая возможна красота среди глубокой грязи и слякоти? Однако именно там ей и быть — там, где перед настоящим творцом разворачивается массивное полотно реализации его творческих способностей — в строительстве городской улицы.

Возьмём несколько картин небезызвестного советского художника Бернгарда Олега Эдгардовича. У ряда картин есть чётко направленная мысль: стремление к достижению нового, лучшего мира. Мира для всех и каждого и ни для кого в отдельности. Именно массовый труд создал тот мир, который мы все привыкли видеть, и теперь, в новом советском обществе, этот труд обрёл не принудительный характер, не постоянное принуждение к противному занятию, но, напротив, обязанность и долг каждого совестливого человека во благо всего общества.

гор5.png

Так, картина «Новотагильский металлургический завод» представляет собой образ того самого созидательного труда, который создаст новое общество. На картине также можно увидеть переплетение остатков старого мира, что представлен группой рабочих на переднем плане и подъезжающим поездом, который доставляет предметы труда всему советскому обществу. А чистый пар, исходящий как от самих паровозов, так и прямо с центральной котельной, символизирует чистоту идеалов, к которым направлено строительство социализма.

Ещё более ярко данная линия прослеживается в картине 1953-го года «Перед навигацией».

гор6.png

Уже в самом названии картины заключён тот сокровенный вопрос: что лежит за всеми великими открытиями человечества? Кто стоит за каждым исследователем и первооткрывателем, за каждым лётчиком-испытателем? Это огромная масса трудящихся. Обычный рабочий, благодаря которому становятся возможны все достижения человеческой мысли. Ведь если не будет рабочего, который добудет железную руду, выплавит из неё сталь, из готовой стали сумеет собрать корабль, и так далее, и так далее — без всего этого огромного труда станет невозможно покорение морских просторов. Именно труд есть основа прогресса. 

Неверно, однако, говорить, что в социалистическом реализме не представлен антагонизм общества. Напротив, именно в нём наиболее остро видна классовая составляющая не только живописи, но и вообще всех сфер человеческого общества. Так, легендарная картина Бориса Владимировича Иогансона «На старом Уральском заводе» максимально чётко показывает разделение общества на классы.

гор7.png

В соцреализме рабочий представлен не безликой субстанцией, неспособной проявить своё «Я», но, напротив, полноценной силой, что способна дать достойный отпор господствующему классу. Коренные интересы одного находятся в строгом противоречии с интересами другого. Так и только так устроена капиталистическая система, и рабочий есть та сила, что способна сломать и сокрушить её. В отличие от классического реализма, человек труда показан не как безликий, сломленный человек, но как собранный и решительный, как и полагается могильщику капитала.

 

Однако путь к освобождению будет долгим. Он сопряжён с огромным числом трудностей.

гор8.png

Картина «Допрос коммуниста»

Но результат этой борьбы есть создание нового мира:

гор9.png

«Строительство ЗАГЭС»

Как мы видим, образ города и образ труда неразрывно связаны. И если в капитализме данный факт приводит к появлению символа отчаяния, раздавившей человека системы, то при социалистическом обществе это есть символ возвышенный, творящий.

 

Так, например Борис Александрович Семёнов написал множество картин городской жизни:

гор10.png

«Свердловск»

гор11.png

«Проспект Ленина»

гор13.png

«Город близко»

И многие другие картины. На всех город представлен не как что-то пугающее, зловещее и туманное, а, напротив, светлое и чистое. Это город, в котором уничтожена эксплуатация человека человеком, в котором класс капиталистов потерпел сокрушительное поражение, а труд, ставший свободным, направлен на благо всего общества.

При капитализме были династии банкиров-кровососов. При социализме — свои династии. Династии ударников труда.

гор14.png

К сожалению, по мере стагнации советского общества, то есть увядания социализма, социалистический реализм постепенно терял свою силу, сменяясь иными, более классическими жанрами живописи. Интересным примером этой замены можно назвать картину В. А. Новиченко «Смена идёт».

гор15.png

От некогда возвышенного образа рабочего практически ничего не осталось. Теперь рабочий представлен ровно тем же, чем он представлен в реалистическом направлении искусства. Безликая масса, уставшая от труда, не имеющая строгого ориентира в жизни, стремлений и желаний. Даже в том случае, если какие-то стремления ещё остались в рабочем, они неизбежно подавляются тенью «завода», даже памятник на переднем плане обезличен и затемнён. Сам завод представлен некой громадой, что затмевает собой всё вокруг, поглощая людей и даже небеса собственными парами. Что в данной картине можно разглядеть от завета Ленина? В чём выражен культурной и моральный подъём широких масс? К чему направлено их внимание?

 

Да, данные картины по большей части единичны, однако их появление в позднем СССР можно считать симптомным: раз в общественном сознании начали появляться подобные образы, значит, в общественном бытии также был намечен коренной перелом.