top of page

Некоторые ответы на некоторые вопросы.

1) У вашей организации есть единая идеологическая позиция? Как она зафиксирована?

Говоря отвлечённо о некоей организации, необходимость в которой могла бы быть в настоящем, будущем или прошлом: заявлять о себе таковой целесообразно только в условиях действительной необходимости публичного позиционирования. Без такового, в современных российских (украинских, казахстанских и т.п.) условиях, объявление себя кем-либо «организацией», «партией» или «империей» полезно лишь для соответствующих «антиимпериалистических» структур. Иными словами, вопрос имеет неприемлемую форму и единственный адекватный ответ на него: никакой организации нет и не планируется.

Касаемо вопроса единой позиции «тех или иных». Верная позиция — это всегда пробка, плавающая в киселе заблуждений. Если есть верная позиция, то это единая позиция, вне зависимости от того, в пользу ли соотношение разделяющих таковую. Это позиция, к которой надо прийти всем, но не каждый сможет. Но ведь к ней ещё пришли не все, как она в таком случае может быть единой? Только держащиеся истины составляют единство. Однако чистых форм в природе и обществе нет. Условия для принятия единой позиции складываются в ходе более глубокой разработки верной позиции. Вовлечения в её разработку достаточного количества умов. При этом такого вовлечения, которое развивает верное в наброске единой позиции, а не подменяет его неверным. За истину и единомыслие нужно бороться. В ходе этого происходит как развитие единой позиции, так и развитие позиционирующихся.

Могут ли наиболее передовые элементы говорить за всех? Кто в конечном счёте победит: передовые или непередовые элементы? Какое право кто-то имеет причислять к передовым и непередовым? Исход этого решает борьба. Верная позиция существует, истина существует, а «плюрализм истин» — это мелкобуржуазное заблуждение. Надо стремиться к истине и единству в ней. Бывает так, что заблуждение в краткосрочной перспективе торжествует. Бывает так, что истина в краткосрочной перспективе терпит поражение. В конечном же счёте истина торжествует.

Как понять, заблуждаешься ты или прав? Невозможно что-либо делать не сомневаясь, но и невозможно что-либо делать не будучи убеждённым в своей правоте. Надо искать истину, утвердиться в ней, бороться за неё, но не бояться, что в конечном счёте ты можешь остаться на стороне заблуждения. Если ты остался на стороне заблуждения, то найдутся те, кто тебя низвергнет. Истина в конечном счёте, или ложь временно, торжествует благодаря воле людей.

С эскизами единой позиции, как требующей более глубокой разработки, так и не исчерпывающейся затронутыми вопросами, можно ознакомиться в материалах «С кем и как работать коммунисту в период отсутствия массового рабочего движения?», «Верной дорогой идите, товарищи!», «Диалектика мента. К вопросу о классовой сущности современной милиции», «За Советы рабочих и милицейских депутатов!», «Левые. Почему вас не любим», «Ваше левое Фуко слишком Жижек или Heil Heidegger!» и в заметках в тг-канале DHARMA1937 по хештэгу #какнадопонимать. Также считаем важными вопросы пока не поднятые в должном виде: о роли преемственности в революционном движении, о новом издании «легального марксизма», о классовой природе интеллигенции и её роли, о формах и способах достижения пролетариатом идейной гегемонии в новых условиях, о коммунизме как о выходе из блока эксплуататорских общественно-экономических формаций (то есть о выходе человечества из цивилизации) и мн. др.

2) Чем для вас является марксизм?

Объективно, марксизм — это учение об освобождении пролетариата собственными силами. Субъективно, марксизм — это сознательно и непрерывно избираемый стержень личности, проверенный многими годами жизни и борьбы. Стоит отдельно указать, что объективное содержание марксизма определяется его субъектной природой. В иных случаях вместо марксизма получается меньшевизм.

 

3) Признаёте необходимость уничтожения частной собственности путём обобществления?

Частная собственность, бесспорно, является основой свободы личности в прекрасной России будущего, в которой все мы хотим жить. В связи с этим нельзя не процитировать великого Сталина:

«[…] Коминтерн и ВКП(б) решили на днях вернуть в СССР всех изгнанных из нашей страны помещиков и капиталистов и возвратить им фабрики и заводы. И это не всё. Коминтерн и ВКП(б) пошли дальше, решив, что настало время перейти большевикам к питанию человеческим мясом. Наконец, у нас имеется решение национализировать всех женщин и ввести в практику насилование своих же собственных сестёр. […] // Беседа с иностранными рабочими делегациями 5 ноября 1927 г.

Шутки шутками, но этот вопрос, правильный с формальной точки зрения, не может быть критерием марксистскости позиции. Потому что правильный ответ уже есть в заранее розданных билетах. Формальные ответы на формальные вопросы ещё никогда не проясняли реальных помыслов людей. Даже для самих себя.

4) Признаёте классовую борьбу и необходимость диктатуры пролетариата?

Есть ленинское определение марксиста, на которое намекает этот вопрос: «Кто признаёт только борьбу классов, тот ещё не марксист, тот может оказаться ещё невыходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа».

Известно, что успех ленинизма, его торжество, вынуждает тех, кто сто, сто двадцать лет назад оппонировал Ленину, сегодня производить всякий оммаж и расшаркиваться в сторону Ленина. Поэтому определение марксиста сегодня должно быть дополнено, дабы соответствовать духу ленинизма в сегодняшних условиях. Марксист сегодня — не просто доводящий признание классовой борьбы до признания диктатуры пролетариата. Многие на словах признающие необходимость диктатуры пролетариата при этом отрицают в праве на это звание её успешным реализациям. Бессознательно или злонамеренно. Марксист — это тот, кто, доводя признание классовой борьбы до признания необходимости диктатуры пролетариата, правильно понимает, что такое диктатура пролетариата, и при этом не лицемерит относительно своего намерения бороться за её утверждение.

Несмотря на то, что белогвардейский, консервативный, нацистский, да и просто вполне себе либеральный т.н. «дискурс» бешено врёт относительно намерений и практик утвердившего свою государственную власть революционного пролетариата, тем не менее, чтобы понять, с пролетариатом ли ты или нет, стоит провести мысленный эксперимент. Дыма без огня не бывает, и, как учил Ленин, революция в белых перчатках не делается. Останешься ли ты вместе с пролетариатом и на стороне пролетариата даже тогда, когда действующий пролетариат будет выглядеть не как в советских героико-революционных фильмах, но именно как на плакатах врагов? Причём речь не о фильме или о плакате, а о непосредственной реальности здесь и сейчас, во плоти, о том, о чём потом не рассказывают внукам, оставшись в живых на историческом пути. Останешься ли ты на стороне пролетариата, когда исчезнут твои вполне умеренные мотивы, которые толкнули тебя бороться на его стороне? Или реализация широких демократических задач революции (так же как личный или групповой интерес), затормозит тебя за одну остановку до «ужаса сталинизма» и «безумия маоизма»? Ведь этот «ужас и безумие» ленинизма — «ужас и безумие» пролетариата, идущего к цели, в которой только он до конца и заинтересован. Цели, идущей куда дальше широких демократических задач революции, реализацией которых могут удовлетвориться интеллигенты и непролетарские трудящиеся. Цели, оправдывающей любые средства, если они не мешают её достижению. Это отсылает нас к выше по тексту, к вопросу №1. Это также отсылает нас к вопросу №2, но совсем уже под другим соусом.

Такой ответ не отменяет факта того, что попутчики не только имеют право на существование, но и являются полезными, а ответы перед лицом самого себя могут меняться как в худшую, так и в лучшую сторону.

5) Какие государства сегодня или в исторические периоды вы признаёте диктатурами пролетариата?

Парижская коммуна как пример учреждения, но недоведения до конца диктатуры пролетариата.

Советская Россия и СССР с момента захвата власти де-юре коалицией большевиков и левых эсеров, а де-факто коалицией большевиков, меньшевиков-межрайоноцев, левых эсеров, эсеров-максималистов и анархистов, до момента политического акта зачтения закрытого доклада Хрущёва на ХХ съезде КПСС о т.н. «культе личности». Здесь выносятся за скобки те или иные экономические меры, поскольку как капитализм в СССР существовал при диктатуре пролетариата, так и социализм не полностью был вытоптан после низвержения диктатуры пролетариата, хотя и был обречён. ХХ съезд есть следствие, а не причина потери пролетариатом государственной власти. Всё это требует куда более глубокого исследования, чем можно об этом говорить здесь.

Относительно КНР, сложно с ходу говорить о моменте начала диктатуры пролетариата и о том, является ли новая демократия формой диктатуры пролетариата или формой буржуазно-демократической революции, осуществляемой пролетариатом, иными непролетарскими трудящимися массами и национальной буржуазией под руководством пролетариата. Китайский ли это Февраль, но при ином, благоприятствующих коммунистам, раскладе сил? Видимо, о пролетарской диктатуре всё-таки можно с точностью говорить с момента начала Великой пролетарской культурной революции. Однако давление правых, так или иначе приведшее к сворачиванию Великой пролетарской культурной революции, и дальнейший разгром наследников Мао Цзэдуна в лице т.н. «банды четырёх» с уверенностью опознаётся как низвержение диктатуры пролетариата.

Куба оставляет много вопросов, которые не позволяют с уверенностью высказаться о ней на данный момент. С уверенностью можно говорить только о том, что успешная национально-освободительная борьба без коммунистов невозможна. Вплоть до того, что если коммунистов нет, то последовательным национальным революционерам придётся ими стать.

КНДР, находясь в условиях изоляции и необходимости лавирования на международном политическом поле, не может не нести печать дегенерационных процессов. Однако товарищи устояли и продолжают сражаться. Мы не знаем, как бы выглядели советские партизаны на Волыни в 70-80-е годы, если бы Москва была взята фашистскими полчищами. И выглядели ли бы они вообще как-либо. Стоит отметить, что многие черты, вызывающие такой большой скепсис у мелкобуржуазной интеллигенции из крупных мегаполисов передовых империалистических держав, есть проявление того, что до сих пор пролетариат брал власть преимущественно в крестьянских странах и вынужден был проводить их модернизацию, то есть решал одновременно задачи буржуазной эпохи. Становясь реальным субъектом собственной жизни на коротких промежутках времени, нескольких десятилетий, неполного века, люди консервируют некоторые внешние проявления былой эпохи, с которыми им по той или иной причине не хочется расставаться, сознательно или бессознательно. Это обратная сторона того, что люди решают сами за себя. Видимо, римлян эпохи заката Западной Римской империи тоже смущало определённая кажущаяся им строгость нравов и архаичность внешних проявлений жизни у варваров. Что не отменяет того, что в условиях заката античности так называемые варвары были одной из движущих сил феодальной революции, а значит силой прогресса.

6) Пролетарий — это любой наёмный работник, который лишён собственности на средства производства, из-за чего вынужден жить продажей своей рабочей силы?

Бесспорно, пролетарий — это наёмный работник, продающий свою рабочую силу и выживающий за счёт этого, будучи лишённым средств производства. Откуда же тогда возникает набивший оскомину вопрос «что такое пролетариат», «кто такие пролетарии» и являются ли пролетариями только индустриальные рабочие или все входящие в упомянутое в вопросе определение? Можно наблюдать спор между лагерями апологетов неверных ответов на этот вопрос. Одни заявляют, что пролетариат равен индустриальным рабочим. Другие заявляют что индустриальные рабочие — просто один из видов пролетариата, ничем не выделяющийся в его массе. Оба хуже.

Ядром хозяйственной деятельности современного человека (читай: человечества) является крупное машинное производство. Причём за последние более чем полтора столетия машинное производство распространилось куда шире, чем на заре индустриальной эпохи. В эпоху, в которой мы продолжаем жить, несмотря на иллюзии апологетов т.н. «постиндустриального мира». Машинное производство распространилось на отрасли транспорта, сельского хозяйства (ныне аграрной индустрии), связи (ныне шире — инфокоммуникаций, то есть в отрасль не только передачи, но и хранения и обработки информации). Вся наша жизнь зависит от производства машин с помощью машин, производства и эксплуатации машин для добычи и передачи энергии для поддержания функционирования машин. Вся наша жизнь зависит от эксплуатации этих машин вне зависимости от того, причастен ли индивидуально каждый из нас к производству или эксплуатации этих машин. Как ядром хозяйственной деятельности является крупное машинное производство, так и индустриальные рабочие являются ядром пролетариата. Пролетариат шире своего ядра, но ядро имеет фундаментальное значение.

Не все трудящиеся — пролетарии. Например, трудящимися являются низы мелкой буржуазии, владеющие необходимыми для приложения своей рабочей силы средствами производства и потому не продающие её, не выносящие её на рынок. Но все трудящиеся должны быть сплочены вокруг пролетариата, как пролетариат должен быть сплочён вокруг своего ядра. Это условие занятия пролетариатом места ведущего класса той или иной нации, вместо буржуазии, то есть условие завоевания, удержания и осуществления пролетариатом власти.

7) Признаёте основным принципом совместной работы коммунистов демократический централизм?

Либералы и коммунисты воспринимают демократию по-разному. Для либералов это институты. Суды, парламент, муниципалитеты, партии, фонды и т.п. Для коммунистов демократия — это непосредственная вовлечённость людей в собственную судьбу.

Внутри партии большевиков избираемость снизу доверху обеспечивалась в предреволюционный период голосованием ногами. Вы пришли сюда делать дело, не нравится — идите к меньшевикам, эсерам, к козе на гору. Право кооптации Ленин считал важным. Руководящие органы кооптировали в себя кого считали нужным. ЦК имел широкое право кооптации в себя. Постоянное поднятие рук, голосование, собирание личного состава для подобного Ленин называл «демократией для полиции». Демократический централизм предполагает принцип подчинения меньшинства большинству, но этот принцип действует в рамках принципа более высокого порядка — принципа примата истины. Большевики в условиях избрания неправильного (меньшевистского) состава ЦК создали центр правильного состава — Большевистский центр. Если бы они этого не сделали, то они не были бы большевиками. Меньшевики должны подчиняться большевикам, большевики не должны подчиняться меньшевикам.

Демократический централизм — это не выхолощенная формула. Это оружие для проведения в жизнь истины. Не некая слепая Фемида а-ля «кто больше лап поднял, тот прав». Если больше рук подняли за коммунистов (большевиков), то, конечно, меньшинство должно подчиниться этому решению. Если больше рук подняли за левых (меньшевиков), то естественным является образование дееспособного координирующего органа, а не подчинение меньшевистской швали, ведущей дело к социал-демократическому позору, вредному для пролетарского дела. Ленин указывал, что одной из причин поражения Ноябрьской революции 1919-го года в Германии было отсутствие у немецких коммунистов своей отдельной партии. В России большевики оформились как течение внутри социал-демократической партии в 1903-м году. К 1912-му году они явно встали на путь сепарирования и строительства отдельной партии, далеко не социал-демократической в своей сущности, хотя временно таковой по названию.

Да, в определённых обстоятельствах коммунисты (большевики) могут принуждать левых (меньшевиков) к формальному единству в одной партии. В обстоятельствах, когда это нужно коммунистам, при том что социал-демократическая позиция социал-демократов подавлена (подавляется). Такое формальное единство нужно для использования их кадровых и иных ресурсов, а также парализации (и дальнейшего уничтожения) самостоятельной политической субъектности социал-демократов. Это имеет свои издержки, которые можно купировать дальнейшей чисткой партии от неперевоспитываемых. Конечной целью такого «единства» с социал-демократами является уничтожение социал-демократов как дееспособной и организованной формы контрреволюции. Другими словами, вопрос в том, способны ли коммунисты (большевики) переварить шаткие элементы, а также дезинтегрировать и выставить на мороз упорствующих левых (меньшевиков). Если ещё неспособны, то надо крепить узкий, но твердокаменный круг товарищей, из который выкуется партия, в свою очередь способная переваривать вышеупомянутых, а кто не переварится — отрыгнуть. Хорошо пожжёнными желудочным соком. В конечном счёте речь идёт о том, что демократический централизм используется для торжества дела пролетариата, а не дело пролетариата — для интеллигентского формалистичного процедурного фетишизма.

Необходимо уяснить, что контрреволюционное крыло внутри рабочей партии порождается самими условиями борьбы в классовом обществе вплоть до достижения коммунизма. Нету способов избежать борьбы в ходе борьбы, кроме как проиграть её. Лежачих — бьют, что показывает весь опыт мирового коммунистического движения за последний век, опыт его раскола и временного поражения.

8) Какая борьба для вас сегодня важнее: теоретическая, политическая или практически-экономическая (сопротивление капиталистам на местах)? Почему?

Любая борьба из упомянутых — практическая. Теория есть обобщение практики, политическая и экономическая борьба есть эта самая практика, которую следует обобщать. Следовательно, теоретическая борьба — это высшая форма практической борьбы. Другое дело, что резонёрство и игра в морской бой на бумажечке — это не теория. Потому что это не обобщение политической и экономической борьбы. Одновременно экономическая и политическая борьба не имеет никакого смысла, если её не обобщать и не делать из этого обобщения радикальные выводы.

«Быть радикальным — значит понять вещь в её корне. Но корнем является для человека сам человек» // Маркс

На самом же деле восприятие теории и практики как двух неких отдельных сущностей есть та самая метафизика, противопоставленная диалектике. Теория и практика, как уже сказано, одно есть обобщение другого. Это не отдельные сущности, а стороны одного явления. Стороны являются противоположностями и находятся в известной степени противоречия. Суть любого явления — противоречие внутренних противоположностей, которое и является источником его движения и, как следствие, существования его. Теория и практика марксизма — это стороны такого явления, как пролетарское дело (борьбы за освобождение своими силами).

Так что важнее: теоретическая борьба, политическая борьба или экономическая борьба? Наши наблюдения и наша практика показывают, что вне связи друг с другом, при забвении одного из перечисленного, всё остальное теряет значение. Экономическая борьба теряет смысл, но и более того, не ведёт ни к каким долгосрочным успехам в отрыве от теоретической и политической. Теоретическая борьба в отрыве от политической и экономической перестаёт быть теорией и превращается в пережёвывание дискурса. Деградирует в устный и письменный пиздёж на приличную в этой группе интеллигентов тему. Экономическая и теоретическая борьба вне политической борьбы не реализуются. А политическая вне теоретической и экономической не оказывается политикой в смысле самостоятельной политики пролетариата.

Вопрос в своей формулировке похож на «что важнее? жрать, переваривать или срать?», в то время как это стороны одного процесса. Тут могут возразить, что переваривать пищу и соответственно исторгнуть из себя отходы этого процесса возможно только пожрав. И с этим можно только согласиться. Коренные интересы пролетариата, всемирно-историческая роль пролетариата, задачи и цели пролетариата на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу — это, конечно, вопросы теории, которая является компасом для практики и только в рамках теории эти вопросы можно поставить. Но вне практики нету самого предмета теории.

Уже давно можно наблюдать тех, кто ставит в приоритет одну из сторон пролетарского дела. Фактически, если не прямо, то на практике заявляя, что это и есть самое главное. И это, заявленное самым главным, у них и не получается. Даже несмотря на возможные временные успехи, закрепить их не удаётся в долгосрочной перспективе. Важно помнить, что теоретическая, политическая и экономическая борьба, являющиеся сторонами пролетарского дела, — это только его стороны, а потому важно не упускать из поля зрения то, о чём эта борьба. На данном этапе: о захвате, удержании и осуществлении...

Почему же даже при понимании необходимости не хромать ни на одну из трёх ног возникают сложности на деле? Это отсылает нас к вопросу выше, к вопросу о демократическом централизме. Это одновременно отсылает нас к работе Ленина «Письмо к товарищу о наших организационных задачах» 1902 г.

9) Каково ваше отношение к буржуазно-демократическим свободам и институтам?

В первой половине нулевых среди разных марксистских контор имела быть дискуссия на тему смертной казни. Должны ли коммунисты быть за смертную казнь или должны быть против смертной казни. Очень верно эту дискуссию подытожил Виктор Шапинов, в то время функционер РКСМ(б). Общий смысл его посыла был таков, что если казнят нас — то мы против, а если казним мы — то мы за. Нерв вопроса схвачен верно. Именно так и должны относиться коммунисты к вопросу буржуазно-демократических свобод.

В ходе Февральской революции небезызвестный нам Михаил Фрунзе организовал в городе Минске т.н. «народную милицию» от имени Всероссийского земского союза. То есть он создал буржуазно-демократическую полицию на месте помещичье-царской полиции. Днём 4 марта Фрунзе назначили начальником «народной милиции», а уже ночью руководимые им отряды рабочих дружин вместе с солдатами приданных частей минского гарнизона разоружили полицию города, заняли городское полицейское управление, а также архивное и сыскное отделения, и взяли под охрану важнейшие государственные учреждения. Очень по-большевистски товарищ Фрунзе распорядился буржуазно-демократическими свободами и её нарождающимися институтами. Тот ранящий нас в самое сердце факт, что буржуазно-демократическая полиция оказалась формой легализации и вооружения рабочих дружин, постановки на паёк, а может быть и на оклад, «разных антиобщественных подонков общества», спишем на иезуитскую сущность ленинизма. Хуцпа, в общем. Хитрецы и подлецы, ухари на баяне игрицы.

Для коммунистов вопрос борьбы за демократические свободы не должен наталкиваться на ставшее расхожим, в рамках нового издания «легального марксизма», фырканье «а как же диктатура пролетариата?». На данный момент нет иного способа достижения диктатуры пролетариата, кроме как заполучения такого либерально-демократического режима, который не способен сопротивляться установлению диктатуры пролетариата. Не потому, что пролетариат считает целесообразным необузданно насильничать, но потому, что пролетариат является наиболее передовым борцом за демократию и идёт в вопросах демократии куда дальше либеральных и других мелкобуржуазных групп и партий.

Тактически буржуазно-демократические свободы нужны коммунистам для того, чтобы, принуждая буржуазию к соблюдению таковых свобод, вести борьбу, более широко вовлекая массы, и менее затратно относительно количества годов заключения и могил товарищей. Стратегически буржуазно-демократические свободы нужны коммунистам для более травоядных условий перехода власти к пролетариату. Скрываться от розыска Временного правительства, в то время как полицию в Минске возглавляет большевик Фрунзе, а полицию одного из районов Петрограда — меньшевик Вышинский (возможно, агент большевиков в рядах меньшевиков), куда приятнее, чем от розыска гестапо.

Ульбрихт высказывался, уже в начале 60-х гг. XX века, что министры — социал-демократы прусского правительства в 1932 г. могли двинуть против наступления реакции 100 тысяч прусских полицейских, а по всей стране как минимум 200 тысяч членов боевой организации социал-демократов «Рейхсбаннер» («Чёрно-красно-золотое имперское знамя», также известной как «Союз германских участников войны и республиканцев»), к которым присоединились бы члены боевой организации коммунистов «Рот Фронт» («Союз красных фронтовиков»), и мог быть «дан гудок» — и заводы и фабрики дали бы пополнение из рабочих (коммунистов, социал-демократов и беспартийных), не охваченных этими структурами. Эти структуры были возможны благодаря буржуазно-демократическим свободам. Это те возможности, которые давала немецкому рабочему классу и всему немецкому народу буржуазная демократия и её институты, и которые не были реализованы только из-за гнилой природы социал-демократии.

Все фырканья и пуризм относительного этого вопроса упрутся в то, что либералы найдут в себе ум всё больше заигрывать с трудящимися и угнетёнными массами, то есть будут пытаться играть на нашей стороне поля, в том числе привлекая кадры левых, в то время как многие левые играть на стороне поля либералов не хотят, но только пока либералы их не наймут: за деньги, за славу, за самореализацию, за «настоящее дело». Субъектности нет, объектность есть.

Многие неопытные товарищи и сочувствующие усвоили в рамках марксистского ликбеза то, что буржуазная демократия — это право угнетённым выбирать представителей своих угнетателей, но не двинулись дальше такого ликбеза — к постановке вопроса о способности вольно распорядиться этим правом. То есть так, как учил Ленин. Ворота, по которым нужно бить, — на той стороне поля. Говоря же о людях, которые называют себя коммунистами, но считают, что пролетариату на этапе борьбы за рабочую власть буржуазно-демократические свободы не нужны, — они или дураки или враги. Слово Сталину:

«Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт. Я думаю, что это знамя придётся поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперёд, если хотите собрать вокруг себя большинство народа. Больше некому его поднять» // И. Сталин. Речь на XIX съезде КПСС 14 октября 1952 года.

10) Каково ваше отношение к либеральным и мелко-буржуазным демократическим движениям?

Ответ в основном был расписан раньше, чем высшим руководством режима были приняты решения, раздувающие большую бурю. Какой мы увидим страну через полгода-год, гадать — занятие неблагодарное. Возможно, не будет или либералов, или режима. Потому говорить имеет смысл о принципах, а не о какой-то схеме, которая может выступить исключительно прикладной иллюстрацией. Основой этих принципов является примат суверенных пролетарских интересов. Потому не стоит особо впечатлительным фиксироваться на каких-либо «тряпках для быка».

Необходимость отвечать на этот вопрос толкает в область сослагательного наклонения. Отвечая на этот вопрос, должно предполагать наличие радикальной рабочей партии? Или же то положение вещей, которое мы имеем на данный момент? Иначе как широкими мазками ответить не получится.

Черчиллю приписывают фразу «Хуже войны с плохими союзниками может быть только война без союзников». И, как приписывают Сталину, «А сколько у Папы Римского дивизий?»

Любые успешные мероприятия коммунистов, поползновения в сторону строительства действительно коммунистической (читай: радикальной рабочей) партии неминуемо вызовут на себя падение карающего меча режима. Падение меча режима на коммунистов переведёт вопрос о буржуазно-демократических свободах и о неприятии режима из области светских бесед пикейных жилетов в область насущной практической потребности.

Если мы обратимся к российскому политическому опыту нулевых годов, то мы обнаружим, что союз национал-большевиков (в 2004–2009 гг. — наиболее радикальной демократической партии) и либералов разной степени махровости в один из моментов оказался не вопросом эстетических предпочтений, а предельно практическим вопросом выживания любой политической силы, желающей иного вектора развития страны, чем у правящего режима. Несмотря на все фырканья внутри тех или иных движений, партий, структур и т. п., вопрос тактического союза национал-большевиков, либералов, левых, националистов и прочих был вопросом выживания каждого их этих движений по отдельности. И ответом, что сопротивляться они могут исключительно единым фронтом.

«Если сомнут Партию, которую некоторые упрямые люди продолжают называть НБП*, то мечты о свободе в России можно похоронить на десятилетия. Если власти прорвут линию фронта, которую держат сегодня нацболы, то дальше последует быстрый блицкриг, организованно сопротивляться диктатуре будет некому. Истребление разрозненных групп демократов, националистов, левых будет делом техники» // Владимир Линдерман (Абель), член ЦК НБП, заместитель председателя партии с V съезда в 2004 г. до запрета в 2007 г., из статьи «О свободе» (2008 г.)

Якорь 2

Наиболее радикальная из сил прогресса должна вести за собой всех недовольных существующим положением вещей. С одной стороны, это даёт ей необходимые ресурсы, которых в ином случае может не хватать. И дополнительные локти в сцепке — локти радикальных мелкобуржуазных элементов. А также лояльность мелкобуржуазного мещанина, который в ином случае в ужасе убежал бы лизать державный сапог, который защитит от «ЭТИХ!». С другой стороны, это даёт возможность пресечь проституирование борьбы, саботажа исторического шанса. Пример такого проституирования можно было наблюдать в декабре 2010-го года, ставшего возможным после разгрома национал-большевиков в 2009-м году. Никакие либералы, мелко-буржуазные демократы и националисты не завоюют буржуазную демократию, если ведущей силой борьбы не будет радикальная партия. В нынешних исторических условиях действительно радикальной, а не эрзацем, может быть только радикальная рабочая партия. Это вопрос верной теории и нужного типа кадров, радикальной теории и радикальных кадров. Весёлых и злых идей, помноженных на весёлых и злых людей.

Удивительным образом политические силы диаметрально противоположного направления могут оказываться временными союзниками по той простой причине, что, осознавая стратегическую противоположность целей, разности отстаиваемых интересов, они не отказывают себе в праве на борьбу, в праве на свою победу, в праве потоптания противника, пускай он и вчерашний союзник. Но в конкретном моменте, пока есть общий враг, это ни в коей мере не мешает союзу. Всякому, кто считает это порочным лицемерием и чрезмерным real politic, рекомендуется носить с собой пузырёк нашатыря, дабы нюхать его после падения в обморок, когда кавалер позвал на танец на балу.

Закономерно, что союзники/попутчики, вместе с которыми идут плечом к плечу на штыки, являются кровными врагами. А бойцы, держащие штыки, на которые нужно идти вместе с временными союзниками (которые злейшие враги), являются не просто будущими союзниками, а по сути частью того самого трудового народа, который коммунисты стремятся привести к власти. Более того, на тернистом пути политики как искусства возможного многие товарищи могут сдвинуться куда правее, чем сами могли подумать в начале пути, так же и многие представители либерального и консервативного (вплоть до фашистского) фланга могут сдвинуться влево. Бывает СДПГ и лейбористы, которые суть пример буржуазного соглашательства рабочей партии и её деградации. А бывает Национал-демократическая партия ГДР в составе Национального фронта демократической Германии под руководством коммунистов, где на пользу «первого государства рабочих и крестьян на немецкой земле» работают бывшие правые консерваторы и прошедшие денацификацию нацисты. Бывает, медведь ест тебя, бывает, ты ешь медведя.

Возвращаясь к началу ответа, в то место, где говорится о сослагательном наклонении. Любая конфигурация политических раскладов зависит от того, имеем ли мы партию коммунистов (передовых сознательных рабочих) как субъект общественной борьбы или нет. Любой кризис и любое противоречие дают пространство для манёвра. Несмотря на всю убогость и погромленность поля политической конкуренции в России, удивительно пророчески сбывшихся слов Линдермана, сейчас мы должны задуматься имеем ли мы толику того желания победы, которую имеют придавленные, но существующие либералы и разгромленные режимом, но никуда не пропавшие националисты? [прим. - Прошло совсем немного времени и уже наблюдаем разгром либералов, и начало погрома левых. Историческое время наступило. А что ещё будет!] Ответ на это есть ответ на поставленный изначально вопрос. Остальное уже оперативные, тактические, стратегические моменты. Нужно же определиться с политическим.

Прислушавшись к Черчиллю относительно союзников, мы должны прислушаться и к Сталину относительно Папы Римского и его дивизий. И если за нашим «святым престолом» нет даже «швейцарской гвардии», то самое время, если нам вообще что-нибудь надо, почесать голову, оглянуться и поискать вокруг себя тех, кто мог бы сыграть роль добрых католиков-хорватов для диктатуры пролетариата. Без этого вопрос о союзниках беспредметен. Кто угодно будет акторами политического процесса, а представители «легального марксизма» опять будут возмущаться, что где-то витрины побили, где-то в правление профсоюза либералы пролезли, и вообще шумно как-то. Книжки мешают читать, видосы на ютубе потреблять. [прим. - Не исключено, что читатель уже живёт в момент, когда ютуб не потребить более.] Прямым следствием этого окажется, что всё будет просрано на фоне восторга либералов от снимания обуви залезающими на лавочки протестующими.

Признание необходимости союзов для реализации ближайших задач не отменяет верности своим принципам, своим целям и своему классу. Чего же боятся многие при упоминании иных политических сил?

Растворения в подобной коалиции? Действительно, в 90-е многие красные растворились в идеях своих консервативных и ультраправых союзников, с кем плечом к плечу защищали Дом Советов во время Чёрного октября 1993 года. Урок из этого — не нужно растворяться. Для этого нужно иметь стройность воззрений и суждений. Её нужно ковать заранее, сейчас, не останавливаясь на мнимом единстве в банальностях. Неготовность не отменит назревания общенационального политического кризиса. В этой ситуации остаётся или комфортно самоустраниться, или бороться для усвоения горького урока. Как упомянуто ранее, «страшный чёрт, которого малюют», сам, вне коалиции с радикальной партией, испугается собственной победы и всячески её избежит. Сила же, способная пинками дотащить своих попутчиков до завоевания буржуазной демократии, имеет такую кристаллическую решётку, чтобы не быть куском сахара в чашке кипятка. В ином случае, остаётся раз за разом усваивать урок до полного поумнения. Умозрительно, без прямого действия, невозможно добиться должного уровня политической искушённости.

Того, что в случае демонтажа существующего порядка вещей «станет хуже»? Таковые воззрения не марксистские, но лассальянские, вытекающие из поверхностного понимания и принятия марксизма, неверия в собственные силы и в народные массы. В сути, это попытка приспособить марксистскую фразеологию к внеклассовому пониманию национальных и государственных интересов. Сейчас — «хуже есть куда», но это связано с режимом, а не с его оппонентами. Всегда ли будет так? Нет. Хотя бы потому, что режим не вечен.

На возникшем конкурентном политическом поле каждая сила будет стремиться заручиться в той или иной мере монополией на власть для реализации своего проекта. Вполне возможно, что отдельные элементы буквально только что разбитого режима закономерно окажутся союзниками или попутчиками коммунистов. Подобно той роли, которую, вероятно, сыграл генеральный штаб старой армии в удержании власти большевиками. Почему? Известно, что чем искреннее российский либерал, тем он более безумен и безответственен. Он склонен, как минимум на уровне риторики, раздавать Кемские волости (при этом вовсе не исходя из принципа самоопределения) и отдавать особые средства сдерживания (к которым имеет интеллигентскую фобию и пошлый «дискурс»). Не исходя из интересов и воли собственного народа (народов), а руководствуясь квази-религией вестернизма с её божеством «Международным сообществом».

В этом случае т.н. государственники должны сплотиться вокруг пролетариата, чтобы не допустить раздачи Родины как пиццы на промоакции. Пролетариат — это не только передовой борец за демократию, но и передовой защитник национальных интересов. Но не так, как это понимают блаженные либералы, и не так, как это понимают узколобые государственники. Впрочем, закономерно, благодаря разуму, рефлексии, что в ходе сложения и распада коалиций и союзов, соразмерно реализации задач того или иного момента, в лагере пролетариата будут оставаться неблаженные либералы и неузколобые государственники. И даже последовательные националисты, осознавшие, что национализм сам по себе не решает национальных задач. Вопросы демократии, государства и наций в современную эпоху мировых войн и пролетарской революции разрешимы только под руководством пролетариата.

У венгров есть такое понятие как «Обретение Родины на Дунае». Понятно, что за «обретение»… Пролетариат завоёвывает демократию для себя и широких слоёв трудящихся, то есть проактивное участие в собственной судьбе. Также пролетариат завоёвывает Родину, которой он лишён до тех пор, пока он не хозяин в той или иной стране. На этом пути он не боится в своё кочевье взять иные элементы, из которых далеко не все «дойдут до Дуная».

11) Каково место России в современном мире? Является ли она империалистическим хищником или обиженной колонией?

Россия является огорчённым хищником на фоне расхваченных колоний.

На поверхности Россия сегодня демонстрирует в некоторых моментах одновременное сходство с Германией и Китаем начала XX века. Кто-то может захотеть подробно исследовать этот вопрос, дабы подтвердить или опровергнуть такое предположение.

Якорь 1

* — Национал-большевистская партия в Российской Федерации запрещена

bottom of page